На главную  Карта сайта  
Главное меню
Реклама

ФЗ "О безопасности"

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О безопасности

(с изменениями на 25 июля 2002 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 (вступил в силу с 25 декабря 1993 года (с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года));

     Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002).

____________________________________________________________________

     Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
     

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

     Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
     
     Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
     
     К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
     

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

     Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
     
     Государство в соответствии с действующим законодательством *1) обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
     
     Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик *2) в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам. общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
     

Статья 3. Угроза безопасности

     Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
     
     Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
     

Статья 4. Обеспечение безопасности

     Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
     
     Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатываетя система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
     
     Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются *3) государственные органы обеспечения безопасности.
     

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

     Основными принципами обеспечения безопасности являются:
     
     законность;
     
     соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
     
     взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;     интеграция с международными системами безопасности.
     

Статья 6. Законодательные основы обеспечения
безопасности

     Законодательные основы обеспечения безопасности составляют *4) Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерации.
     

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении
безопасности

     При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
     
     Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. *5)
     
     Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством. *6)


РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Основные элементы безопасности

     Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом *2), а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. *4)
     
     Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

     

Статья 9. Основные функции системы безопасности

     Основными функциями системы безопасности являются:
     
     выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
     
     создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
     
     управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
     
     осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
     
     участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
     

Статья 10. Разграничение полномочий  органов  власти  в системе
безопасности

     Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.     

____________________________________________________________________

     Часть вторая настоящей статьи признана не действующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.

____________________________________________________________________

       

 Органы исполнительной власти: *7)
     
     обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
     
     организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
     
     осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
     
     в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
     
     Судебные органы: *8)
     
     обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
     
     осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; *9)
     
     обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. *6)
     

Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения
безопасности

     Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.
     
     Президент Российской Федерации: *10)
     
     возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
     
      (абзац третий части второй признан недействующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 - см. предыдущую редакцию);
     

     контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
     
     в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;     
     
     (абзац шестой части второй признан недействующим - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 - см. предыдущую редакцию)
     

     Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации): *11)
     
     в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
     
     организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.
        

 

 Министерства и государственные комитеты Российской Федерации: *12)
     
     в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;
     
      на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
     

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности

     Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
     
     Силы обеспечения безопасности включают в себя:
     
     вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, Государственную противопожарную службу,*13) органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; *14) пограничные войска, внутренние войска; *15) органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;*16) службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. *17)
     (Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
     
     Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. *6)


РАЗДЕЛ III. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации *18)

     Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
     
     Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. *19)
     

Статья 14. Состав Совета безопасности  Российской  Федерации  и
порядок его формирования

     Совет безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР "О Президенте РСФСР" и настоящего Закона. *20)
     
     В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.
     
     Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.     
     
     Части четвертая - шестая признаны не действующими - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 - см. предыдущую редакцию.
          
     В заседаниях Совета безопасности принимает участие Председатель Верховного Совета Российской Федерации или по его поручению заместитель Председателя.
     

     В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
     
     При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике. *21)
     

Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской
Федерации

     Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:
     
     определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
     
     разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
     
     подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
     
     подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
     
     подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
     
     разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
     
     совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
     

Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности
Российской Федерации

     Заседания Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.
     
     Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.
     
     Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности.
     
     Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.
     

Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности
Российской Федерации

     Совет безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе.
     
     В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.
     
     Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. *18)
     
     По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.
     

Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации

     Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации.
     
     Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.
     

Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата
Совета безопасности Российской Федерации

     На межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:
     
     оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;
     
     подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;
     
     разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;
     
     накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
     
     информирование Совета безопасности Российской Федерации о ходе исполнения его решений;
     
     организация научных исследований в области обеспечения безопасности;
     
     подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;
     
     подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации. *22)


РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению
безопасности *23)

     Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.
     


РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению
безопасности

     Часть первая признана не действующей - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 - см. предыдущую редакцию.
     
     Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.
     
   

  Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности. *24)
     

Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов
обеспечения безопасности

     Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. *25)
     

Президент
Российской Федерации
                             Б.Ельцин

 Москва, Дом Советов России
 5 марта 1992 года
N 2446-1
     
     

24.09.2006

Комментарии

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: